Справка

Добро пожаловать!
Ниже представлен ряд ссылок и гаджетов, представляющих информацию по моей работе над личной эффективностью и саморазвитием.
Мои привычки - доска Trello, где я собираю информацию, как нетрудно догадаться, о своих привычках.

Гаджеты RescueTime я пока удалил из-за некорректной работы - команда меняет сайт и у них проблемы с java-кодом для статистики. Надеюсь, в будущем это изменится

среда, 25 сентября 2013 г.

Об ошибках, неудачах, оптимистах и пессимистах

Несколько дней назад, когда я рассказал отцу об этом своем проекте, саморазвитии и т.д., он с усмешкой спросил: "а ты не боишься, что мы, читая, покроемся слоем комплексов неполноценности?".
Конечно, это невозможно. Просто потому что я не склонен переоценивать собственное влияние. Но это навело меня на другую мысль - неправильным и некорректным будет упоминать здесь только об успешных экспериментах, интересных фактах, планах и т.д. Потому что в нашей жизни неизбежно есть место поражениям, неудачам, осечкам, проблемам и так далее.
Поэтому сегодня я хочу рассказать, выражаясь техническим языком, о процедурах обработки ошибок, оптимистах и пессимистах.


Сразу приведу два свежих примера, чтобы было что препарировать в дальнейшем.
Пример 1: вчера вечером я собирался съесть маленький творожок 0% жирности. Он в меру безвкусный, поэтому я решил себя побаловать: добавить чайную ложку клубничного джема.
Добавил.
Через 3 минуты обнаружил, что как пылесос втянул в себя треть тюбика клубничного джема, прямо не отходя от открытого холодильника!
Я всегда был сладкоежкой. Именно поэтому я предпочитаю совсем отказать себе в сладком, чем позволять понемножку, потому что "понемножку" имеет свойство заканчиваться так, как написано выше.

Второй пример еще свежее. Встав сегодня в 5:50, я тем не менее почувствовал себя не очень хорошо - мне что-то снилось, мозг не очень отдохнул и вообще. И поскольку у меня сегодня не было необходимости торопиться в спортзал или на работу ехать прямо к девяти, я решил вернуться и поспать часок.
Я отключил будильник раз пять, прежде чем встать. Встал минут на 35 позже, чем собирался.

Итак, меньше чем за 12 часов я совершил два преступления против здорового образа жизни и установленных мной привычек. Что же дальше?

Ответ можно сформулировать очень лаконично: надо быть оптимистом и вести себя, как оптимист.
А вот чтобы в полной мере понять данный ответ, необходимо хорошее, полноценное объяснение.

Я сейчас читаю книгу "Новая позитивная психология" Мартина Селигмана. Я думаю, что сделаю на нее полноценный обзор, когда закончу, поэтому пока остановлюсь только на том, что нас сейчас интересует.

Кто же такие оптимисты и пессимисты с научной точки зрения?

Оптимисты - это те, кто верят в постояноство удачи и успеха, и приписывают приятные события своим способностям и чертам характера. Пессимсты же верят в постоянство сложностей и поражений, а свои успехи приписывают внешним или случайным факторам, своему ххорошему настроению или временному приливу сил.

Оптимисты ищут причины своих успехов внутри себя, а причины поражений - снаружи; пессимисты наоборот, склонны искать причины поражений в себе, а успехов - во внешних удачных обстоятельствах. Поэтому, если рассуждать в терминах 4 видов энергии (нет, этого в книге не было), пессимисты обладают куда более худшими способностями к восстановлению эмоциональной и духовной энергии и часто испытывают их недостаток. Действительно, как можно, например укрепить и развить уверенность в себе, если каждую победу ты приписываешь случайности и чужой слабости?

Кроме того, человек может обладать навыком локализации своих проблем. Это умение никак не связано конкретно с типом мышления (им могут как обладать, так и не обладать и пессимист, и оптимист), но владение этим навыком определенно сдвигает человека по некоторой воображаемой шкале вверх, ближе к оптимизму.
Почему?
Приведу пример. Двух человек уволили из одной и той же фирмы во время сокращений. Один погружается в депрессию, забрасывает пробежки, не разговорчив с женой и равнодушен с детьми. Крушение в одной части жизни влияет на все остальные. Другой уволенный локализует неприятность внутри одной социальной роли (профессиональной) и не прерывает позитивной деятельности в остальных, не позволяя распространятся влиянию неудачи в работе на остальные сферы жизни. Он как бы замыкает свое увольнение в коробку (в этот момент я подумал о коте Шредингера. Вы тоже?) и живет с этим. При этом он может оставаться пессимистом в вопросах работы и карьеры и не искать новую работу точно так же, как другой.

Далее. Оптимисты склонны к конкретизации. Это, если подумать, связано с умением локализации, но оно более конкретно, если говорить о мышлении.
Например. Жена поссорилась с мужем. Пессимист скорее склонен обобщать: "все мужчины сволочи". Согласитесь, это не способствует поизитвному взгляду на мир. Будь эта женщина оптимистом, она скорее бы подумала: "У мужа неудачный день". Ну или "мой муж сволочь", что хуже, но куда лучше первого обобщенного варианта.
Возвращаясь к примеру с двумя уволенными работниками (пусть бухгалтерами), один скажет: "я неудачник. Моя карьера окончена. Я ни к чему не способен". Второй скажет: "Ну... похоже, я не очень хороший бухгалтер". Кажется, творой человек теперь гораздо больше похож на оптимиста, чем раньше.

С другой стороны, когда дело доходит до побед, оптимисты склонны скорее находить закономерности в своих удачах, а пессимисты приписывать удачи случайностям. Сравните: "мне просто повезло - я талантлив в этом". Соответственно, такое чувство, как надежда, например, не может полноценно развиваться, если ты склонен приписывать свои успехи конкретным факторам. Именно поэтому оптимист, добившись победы, продолжит стремиться вперед и прикладывать усилия, потому что считает победу закономерной;  в то же время пессимист, даже достигнув успеха, может опустить руки, потому что не верит в то, что ему удастся справиться и в следующий раз.

Надеюсь, не надо пояснять, почему быть оптимистом лучше, чем пессимистом. Если вы еще сомневаетесь, в качестве бонуса - статистика: люди, для которых склонен позитивный взгляд на жизнь, в среднем живут на 19% дольше (эксперименты описаны в книге).

Итак, как развить в себе оптимизм?
Воспользуйтесь методом опровержения пессимистичных мыслей. Для этого можно применить следующую формулу:
Факты => Мысли => Результаты мыслей => Доводы спокойного разума => Энергетическая встряска
 Далее я на собственном примере разберу данную формулу.
Факты: я несколько раз отключил будильник, прежде чем встать. Если бы на работе меня кто-нибудь ждал, я бы опаздал.
Мысли: что ж я я за тряпка-то. Опять за старое, ну. А еще написал, да еще в публичном доступе, что избавился от этой привычки. Что ж, совсем у меня силы воли нет? Просто невозможно. Что дальше? Выходные, проведенные за компьютерными играми? Отказ от подъема в шесть утра?
Результаты мыслей: я раздражен и не собран. Я сомневаюсь в собственных силах, в приобретенной силе воли и прочих успехах - в закрепленных позитивных и исключенных негативных привычках.
Доводы спокойного разума: так, спокойно. Что реально произошло? Ну выключил будильник. Небо на землю не упало, караван идет. Я не выспался. Почему? Вчера лег чуть позже, накопилась усталасть за пару дней, перед сном вопреки обычному смотрели кино какое-то. Что-то снилось, хотя обычно сплю глубоко. Ну и что дальше? Ну лег, ну повалялся. Нет силы воли? Ха, перечитай список остальных привычек и прогресса и сравни с тем, что было полгода назад. Один несчастный раз ничего не значит. Он не значит, что я не справлюсь со всем остальным, наоборот, справляюсь, и еще как.
Энергетическая встряска: Я снова бодр. В голове быстро складывается план, как превратить маленькое поражение в победу, в интересный пост. Я еду в метро и набрасываю черновик текста, воодушевленный и прямо-таки довольный собой.

Как видите, неплохой метод, который вполне приводит к позитивным результатам. Но есть и еще кое-что. Заметьте, когда на вас совершает нападки другой человек, вы прекрасно находите контраргументы, доказательства обратного и т.д. Но при этом, когда мы начинаем сами себя обвинять, мы сплошь и рядом принимаем эти обвинения как должное и не относимся к ним критически. Итак, как спросить с самим собой?

Я разберу четыре приема на примере первого случая со мной и джемом.

Где доказательства?
Итак, я правильно понял твою позицию? Тебе кажется, что ты слабохарактерный и тебе не удастся похудеть? Ну-ну. Ты уже в прошлом году похудел на 9 кг, это не твоя проблема. Твоя проблема удержать вес, а сейчас у тебя с этим все прекрасно - образ жизни и питание сбалансированы, ты движешься туда, куда хочешь.
Где доказательства того, что у тебя слабая воля? Может быть, ты вышел ночью в магазин, купил торт-медовик и сожрал в один присест? Может быть, ты бросил спортзал? Может быть, ты каждый день позволяешь себе что-нибудь сладенькое или углеводистое? Тоже нет.
Напротив, твоя сила воли сейчас лучше, чем когда бы то ни было, и она тренируется ежедневно. Одна неудача ничего не значит.

Важно понимать, что данные рассуждения кардинально отличаются от метода "позитивной установки". Последний заключается в том, чтобы ежедневно и постоянно внушать себе, что с каждым днем все становится лучше и лучше, каких бы на то неи было доказательств, и даже если факты свидетельствуют об обратном. Во-первых, давно понятно и известно, что это некоструктивно. Во-вторых, в современном мире мы живем и воспитываемся в интеллектуальной среде и склонны мыслить скептически. Таким людям (коих ныне большинство) "позитивная установка" не очень хорошо дается, в отличие от описанного метода, который основан просто на осознании реальных фактов, которые в том числе доказывают, что мы неверно оцениваем и интерпретируем ситуацию и напрасно портим себе жизнь.

Альтернативные объяснения
Тут, я вынужден признать, трудно придумать альтернативные объяснения, которое не было бы притянуто за уши. Но это из-за специфики примера. Предположим, что ты получил плохую оценку за контрольную по математике. К какому объяснению ты тяготеешь? Правильно, я бездарный дурак, которому и нечего пытаться даже заниматься серьезными расчетами и никогда у тебя с вышкой ничего не склеится. А если посмотреть на вещи с другой стороны? Какие еще возможны объяснения? Ты просто плохо подготовился, с головой у тебя все в порядке; ты пропустил семинар, на котором разбирали самую важную по баллам задачу; примеры были сложнее, чем прошлогодние; преподаватель встал не с той ноги в день, когда проверял твою работу... и т.д.
Пессимисты склонны выбирать и тяготеть к самому фундаментальному, неподъемному и негативному для себя объяснению. Оптимисты найдут внешний (или внутренний, если склонны к самокритике) фактор, обусловивший неудачу, сделают из этого выводы и будут просто жить дальше.

Разбор последствий
Мой любимый способ, который встречается во многих книгах, даже не имеющих ничего общего с психологией.
Сядь и подумай. Чем самым ужасным может обернуться для тебя съеденные 100 грамм (на самом деле меньше) джема? В них 250 ккал и 60г углеводов. В обычный свой день ты не добираешь до нормы как минимум 500 ккал, в день тренировки и того больше, до 1000 ккал. Дневной рацион ограничен 30-40 граммами углеводов, получаемых в основном из овощей, при норме в 300-400. Ты правда думаешь, что это повлияет на что-то? Максимум, максимум что ты можешь ожидать - результаты похудения за вчерашний день будут хуже, чем обычно или просто нулевыми.
Ты готов смириться с этим?
Да, это не перечеркивает предыдущих усилий и не ослабляет моих намерений в будущем.
Ну как, потек Дунай вспять? Купил ты торт Наполеон, оплаивая похороны своей силы воли? Нет. Все в порядке.

Напрасные переживания
Переживания зачастую вредят нам больше, чем сами события, их вызвавшие. Выше я уже разобрал реальные последствия нарушенной диеты. Но что будет, если я скажу "нет, я неисправимый обжора и сладкоежка. Случай объективно доказывает, что я не могу без сахара" и начну ЖРАТЬ. Соответствующие результаты, которые неизбежно последуют, не будут никак связаны с собственно несчастным джемом, а будут просто результатом моего упадка духа и потакания собственной слабости. Т.е. последствия деструктивных размышлений будут куда хуже, чем последствия конкретного факта. Так зачем тогда и дальше размышлять об этом? Лучше подумать о том, как я могу изменить ситуацию в свою пользу и какие выводы могу сделать.
В данном конкретном случае я укрепился в своей вере: мне проще соблюдать полный мораторий на сладкое, чем позволять себе понемножку.
Какую я извлек пользу? Я написал, кажется, неплохой и полезный пост.

P.S. есть мнение, что оптимисты легкомысленнее и, грубо говоря, "глупее" пессимистов. Оптимисты склонны переоценивать свои силы, социальные навыки, показатели работоспособности и (особенно) навыки вождения автомобиля. В ряде экспериментов они приписывали своим действиям эффект, который на самом деле был случайным и не зависел от их действий.
Тем не менее, в психологии ведутся жаркие споры на тему, можно ли оптимистов считать по определению менее дальновидными, чем пессимистов. В данный момент теория так называемой "депрессивной объективности" горячо оспаривается. Далее я приведу отрывок из книги:
"Лиза Аспинуолл (преподаватель университета в городе Юта, награжденная Темплтонской премией второй степени в 2000 году) собрала немало доказательств тому, что, принимая жизненно важные решения, веселые люди все-таки поступают умнее, чем меланхолики. Эксперимент заключался в следующем. Доктор Аспинуолл знакомила своих испытуемых с пренеприятной информацией о факторах, потенциально угрожающих их здоровью: любителей кофе — со статьями о влиянии кофеина на развитие рака груди, приверженцев солнечных ванн — со статистическими данными о вредном воздействии солнечных лучей и их роли в образовании меланомы. При этом исследовательница разделила респондентов на веселых и грустных — при помощи специальных тестов на оптимизм и дополнительной стимуляции позитивных ощущений. Затем Аспинуолл предлагала каждому испытуемому прочесть статьи и через неделю спрашивала, что из прочитанного ему запомнилось. Оказалось, что оптимисты запоминали гораздо больше тревожной информации и сочли ее более убедительной, чем грустные люди и меланхолики.
Результаты дискуссии о том, кто умнее, можно сформулировать следующим образом. В обычных условиях оптимисты полагаются на свой прежний позитивный опыт, тогда как пессимисты настроены более скептически. Пусть свет не включается вот уже десять минут, сколько ни нажимай кнопку, оптимист считает, что в конце концов дело пойдет на лад и электричество под чинится. Однако, когда ход событий становится угрожающим («три чашки кофе в день увеличивают риск заболевания раком груди»), оптимисты сразу меняют тактику, усваивая скептически-аналитическое отношение к жизни".

Таким образом, с моей точки зрения, оправдывать собственный пессимиситичный взгляд на мир якобы большей объективностью бессмысленно. Пусть даже вы будете смотреть на вещи несколько реалистичней, чем человек, настроенный оптимистичней вас. Но сделает ли вас это счастливей?

P.P.S. И картинку, для поднятия настроения. Я читал, что записи с картинками в целом читаются людьми чаще и лучше. "Алиса считала, что книжка без картинок (ну или по крайней мере без разговоров) - книжка неитересная" (с)








Комментариев нет:

Отправить комментарий